14 июн. 2017 г.

ВелоБАМ. Кунерма - Гоуджекит.


БАМ для меня в первую очередь это Байкало-Амурская Магистраль, железная дорога, раскинувшаяся от Тайшета до Советской Гавани. Но самый настоящий БАМ начинается в Усть-Куте. Именно там с приходом великой стройки началась активная жизнь. Перестраивались и строились новые дома, перекраивался город вдоль и поперек, жизнь кипела. Здесь дорога пересекает реку-красавицу Лену и устремляется к Байкалу.





Несколько раз с родителями я путешествовала по автодублеру БАМа на машине - от Усть-Кута до Северобайкальска. Поэтому для меня это родные места, теплые воспоминания. Когда в моей жизни появился велосипед, сразу же пришла идея повторить путешествие до Северобайкальска. Конечно, не все 300 км (расстояние от Усть-Кута до Северобайкальска), а проехать самую интересную и впечатляющую часть в 75 км. Поиски компаньона-единомышленника затянулись аж на 5 лет. 😱


В мае мы составили план и взяли билеты для трансфера.

  1. Добираемся на автобусе с велосипедами до Усть-Кута.
  2. Так как дорога не близкая, отдыхаем 3 дня в городе и на 4 день мчим на поезде до Кунермы.
  3. От Кунермы едем на велосипедах до горячих источников Гоуджекит. 45 км.
  4. На 5 день гоним в Северобайкальск (30 км), осматриваемся и едем до Слюдянского озера (52 км туда-сюда). 
  5. Вечером садимся в поезд до Усть-Кута.
О нюансах проезда с велосипедом в автобусе и поезде.

При покупке билета на автобус нужно купить и багажную квитанцию (около 450 р), которая дает право размещать крупногабаритный багаж в грузовом отсеке автобуса. Велосипеды разобраны, в чехлах. Укладываем их друг на друга. В стоячем положении они не входят. Сдабриваем велосипеды рюкзаками. На двоих у нас по два рюкзака, одному велосипеду и шлему.

При покупке билета на поезд покупаем квитанцию на провоз велосипеда (около 60 руб в зависимости от километража). В поезде размещаем велосипеды в чехлах на третьих полках плацкарта. Если зайдёте на сайт РЖД, то можно найти подробное руководство по размещению велосипеда в вагоне.
_________________________________________________________________



10 июня стартанули в Усть-Кут. При погрузке велосипедов в автобус "остроумные" пассажиры шутили - а чего не на них (указывая на велосипеды) едете в Усть-Кут? Когда предлагаешь шутникам самим поехать на веле 1000 км, они бодро заявляют, что хоть сейчас в путь. 

Утром 11 июня приезжаем в Усть-Кут. Грузим на верхний багажник Нивы велосипеды в чехлах, закрепляем веревкой. По приезду ставим в гараж и не вспоминаем о них до самого 14 числа :) Отдыхаем, паримся в бане, знакомим Кирилла с городом.




Поезд в ночь с 13 на 14 число. Отправление в 2 45. В билете указан 3 вагон. Обрадовались, что в начале. Не тут-то было! Он оказался предпоследним. Нам повезло - вагон полупустой. Мы взяли две верхних полки, но по факту я заняла нижнюю полку.

Погода не давала надежды на солнце и тепло. За день до отъезда пошел дождь, который не думал прекращаться. Делать нечего - билеты уже взяли, ехать надо. До дождей стояла адская жара +30+ градусов. В жару я ездить ой как не люблю.

В вагоне нашим соседом оказался строитель тоннеля. Он сделал предположение, что у нас в чехлах лодки и мы едем на соревнования :))) Что касается тоннеля, то это второй путь для поездов. Сейчас уже существует тоннель длинной около 7 километров на перегоне Дельбичинда - Дабан. Но в нем только одноколейка. Поэтому строят второй для встречного движения поездов в рамках реконструкции БАМа.

В 8 30 высаживаемся на Кунерме. Льет мелкий дождик, на станции лужи. Повторяя "два дебила это сила", выскакиваем из вагона (остановка всего 2 минуты) и тащимся к "вокзалу". На самом деле на таких маленьких станциях стоят огромные здания как бы вокзалы, но это не вокзалы. Там находятся технические помещения для работников жд.




Деваться нам некуда - не на улице же велы собирать. Зашли в здание. Хорошо, что там оказался небольшой закуточек 2 на 4 метра. Расположились. Начали собирать велосипеды. Пришел поезд с рабочими, которые заходили к нам. О, у нас гости, - удивлялись они. Спрашивали откуда мы и куда путь держим, общались, успокаивали по поводу погоды.



Предварительно в Усть-Куте мы купили обычные дождевики из пленки. Два последних забрали в магазине. Принарядились в них. Я думала, что будет холодно - натянула всю теплую одежду. На ноги мы надели пакеты, закрепили скотчем, поверх велотуфли. Решение просто улетное - ноги в тепле и не мокрые нисколько.



Выехали. Хм, не так уж и холодно и мокро на улице. Дождик нисколько не доставлял неудобств. Дождевики выполняли свою функцию хорошо. Не зря купили. Обратите внимание на мои ноги.



Дорога грунтовая с лужами и торчащими камнями. Немного небольших качелей. Едем вдоль жд путей. Кирилл восхищается большими столбами.


Уже здесь начинаются горы, покрытые снегом. Я еду с открытым ртом, восхищаясь любимыми местами. Дует небольшой, но попутный ветер. А заодно с ним и попутный дождик. Хорошо, что не в лицо.

Нас догоняет машина. Покрытие здесь такое, что автотазики тащатся со скоростью черепахи. Мы ещё долго ехали вместе с автомобилем.

Вдруг на ровном месте у Кирилла ломается петух! Мы в недоумении - как??? Абсолютно ровная дорога... Возможно петух устал, а возможно не перенес все тягости трансфера. Ладно, не так уж и страшно. Ведь каждый в Кефир клубе возит с собой запасной петух. Как? Вы ещё не обзавелись этой запчастью? Тогда ваша судьба при поломке - синглспид.


Оба петуха (сломавшийся и запасной) выточены умельцами велосервиса Техас. Я раньше много ломала петухов на Орбее. Потому научена горьким опытом - вожу петух с собой. Найнер только болеет другим недугом - ломает эксцентрики. Поэтому прислушивайтесь к своим коням.

Заменили петух и двинули дальше. Следующий гвоздь программы - водопад! Он всегда меня впечатлял и манил к себе.


В середине июня водопад весь в снегу. Туман скрывает от нас вершину горы.


Посмотрите на этот отрезок дороги. Казалось бы чего тут необычного? Необычно то, что раньше этих труб здесь не было. Вообще ничего не было, даже моста. Бурный горный ручей приходилось форсировать на авто по его каменистому дну. Экшн тот ещё.


Местность здесь водная. Огромное количество горных рек со своим бурным характером. Кажется, что запасы воды не исчезнут.

Доезжаем до бамовского поселка Гранитный. Там давно никто не живет. От поселка осталось несколько могилок, которые не перенесли. Но сейчас вместе со строительством второго тоннеля в Гранитном раскинулся поселок строителей. Решили заехать посмотреть на стройку.


Нашли местных. Спросили о возможности просмотра, но нельзя :( Повернули обратно.

Вид из поселка на горы

От Гранитного через несколько метров начинается подъем на перевал Дабан. Под землей проходит тоннель.


Кстати, дождик давно кончился и погода подарила нам комфортную погоду в +15 градусов. Потихоньку раздеваемся. Забираемся на перевал. Кирилл требует обед. Ему приходится тяжелее, чем мне. Ведь у него тяжелый рюкзак с кучей теплых вещей. Располагаемся на камне, достаем еду, кушаем. Здесь берет связь, отзваниваюсь папе. Он удивляется, что мы так далеко уже уехали) А проехали всего около 24 км.

Дальше по легенде спуск в 15 километров.



Останавливаемся, чтобы запечатлеть старую железную дорогу. Когда тоннеля не было, использовали эту жд.


Приезжаем к границе Иркутской области и Бурятии. Раньше этой стелы не было :)


Я из Иркутской области. Вид с обратной стороны.


Бывшая (или нынешняя?) территория противолавинного комплекса. Здесь стоят две пушки, которыми стреляют в лавину. Ещё где-то там вдалеке должны быть щиты, которые ограничивают сход снега (снегоудерживающие сооружения).  Комплекс выглядит заброшено. Мы хотели подобраться к пушкам, но там вокруг болото. Рядом стоит ствол для проходки тоннеля.


За бугорком спрятаны пушки. А слева ствол для проходки тоннеля. Проходку вели с четырёх направлений. С востока, запада и через ствол. Он опускается на глубину тоннеля и потом ведётся проходка в обе стороны, так быстрее идёт строительство. Параллельно тоннелю располагается транспортно-дренажная штольня, по которой идёт отвод воды из основного тоннеля и перевозка людей и грузов. Вот в эту штольню и выходит ствол. Он остался и снизу вверх как тоннель только вертикальный.


После пушек дорога идет на спуск и продолжаются шикарные горные пейзажи.


Спустились к станции Дабан. Здесь начинается тоннель с байкальской стороны. Всё кругом огорожено и охраняется. Подобраться ко входу нереально.


Обожаю такие виды. Кажется, что там уже вот-вот Байкал. Типичный морской пейзаж. А нет, до озера ещё около 40 км



Остатки снега на склоне.


Остатки старой железной дороги. Здесь ещё сохранились рельсы в отличие от тех мест, которые мы уже проехали.


Забавная пришла кому-то идея покрасить камень :)


Медленно подкралось время очередного привала. Место выбрали интересное на посмотреть. Тут и горы, и жд, и мост, и река, и автодорога. Кстати, под мостом когда-то был автообъезд. Не представляю, как тут ездили машины. Река бурная и с большими валунами.


С другого ракурса я гору то и не признала :) Это знаменитая гора Гоуджекит. Кто бы мог подумать, что мы уже приехали к пункту назначения.


Бывший поселок Солнечный. В поселке располагался СМП (строительно-монтажный поезд). Работники СМП выкапывали ямы под столбы, которые вдоль дороги стоят. Посёлок снесли примерно в 1987 году.

Теперь здесь термальные источники и много баз отдыха. Это место очень изменилось с момента моего последнего пребывания. Поставили везде заборы (от кого они в такой глуши отгораживаются?), наделали каких-то ландшафтных фигур, всё позаставили. Раньше такой простор был!

Заселились в номер. Администратор пугала медведями. Спрашивала, не встретили ли мы их. Случаи встреч с мишками на дороге тут не в новинку. Тётенька рассказала, что здешняя медведица каждый вечер в 23 00 обходит поселок вокруг.

Сходили поели, прогулялись по местности. Здорово тут всё расстроилось. Даже небольшую часовню поставили. Сделали горнолыжку. Но гору так и не смогли увидеть - где здесь спускаются на лыжах и бордах? Только одна тюбинг-трасса по пологому склону.


Ветер всё никак не давал сфотаться с флагом, пришлось взять в зубы для усмирения :)


После прогулки пошли искупаться в бассейн с термальными водами. Хорошо погреть косточки в нежаркую погоду. Основной бассейн в Гелиосе закрылся на ремонт как раз перед нашим приездом. А этот бассейны турбазы Хозяин. Он больше по площади и просторнее.

Так закончился первый день нашего путешествия.

Пройдено всего 47 км. 
Набор высоты 668 метров. 

Видите тот пупырек в середине карты? Там проходит тоннель, ну а мы объезжаем его, забравшись на перевал и сделав крюк.




Маршрут в Страве


Продолжение следует. Ещё 2 части впереди.