19 авг. 2017 г.

Тальяны - Торы. Мечты сбываются


Маршрут Тальяны - Торы долго сидел в моей голове. Наверное, года 3 так. По тогдашним принципам я не могла его проехать, ибо "мы офигеть какие крутые спортсмены" и надо ехать его за 1 день.

В 2015 году была произведена разведка маршрута. Ребята проехали его за день, но всё таки было тяжело. На 2016 год планировали свозить туда народ. Августовская погода не дала возможности этого сделать - весь месяц шли дожди. Да и я особо не представляла формат. Обычно этот маршрут ездят за два дня с ночевкой в палатке. Но бесы не давали осуществить такое богохульство, ахахах. В 2017 году я провела обряд экзорцизма и жить стало намного проще. По секрету - меня всегда манили поездки/походы с палаткой. Весной я и Кирилл купили хорошую двухместную палатку, в которую я влюбилась навсегда в тестовом походе на Витязь.

У нас собралась шикарнейшая компания.





Владимир Дягилев - с Вовой всегда очень весело, познавательно и вкусно (про это я уже писала). С ним можно много смеяться, так как Вова изобилует разными прикольными историями. В Тальяны едет впервые.

Сергей Зинченко - наш опытный походник, отличнейший человек, много заботится о нас и наставляет на путь истинный. Сергей изъездил этот маршрут вдоль и поперек. Он был тут два раза по направлениям: Тальяны - Торы и Торы - Тальяны. Местность знает на отлично.

Кирилл Сенотрусов - тут вообще без слов :)  Сильный, заботливый, выносливый и отзывчивый. Всегда можно рассчитывать на помощь в покатушке, попроситься на ручки и не чувствовать себя сильной независимой женщиной, ггг.

Ирина Кефирка - автор сего блога :) Очень приятно!

Самое сладкое время в велопоходе это подготовка и сборы к нему. Создается чатик в Телеграме с участниками и начинается обсуждение, кто чего берет. Снаряжение делится на общее и индивидуальное. Общее - это палатки (2 на 4-х), ремнаборы к велосипедам (чтобы не возить по несколько насосов, например), горелки, посуда. Сергей пошутил в чатике про запасную покрышку, Вова не понял юмора и взял покрышку! К слову о велосипедах - у нас было два найнера, один 26 и один 27,5. Все разнокалиберные.

Индивидуальное - это спальники, теплые вещи (флиски Пингвин (тоже закупили их массово), термобелье, запасные носки), КЛМН, еда, дождевик, всякие зарядки от девайсов.

Палатку привязали на найнеры, в рюкзаки сложили всё остальное. Правда Кирилл свой спальник привязал к рулю. Вес моего рюкзака 6 600, вес Кириллова  - 7300, Вовиного - около 20 кг (О/о), Сергея - 6 кг.

Вообще мне нравится тема bikepacking'a. И сборы рюкзака - все подсчеты веса, облегчение, тщательное продумывание деталей: что куда и как. Но наши велосипеды не предназначены для походов, онли спорт. Поэтому у некоторых может пойти кровь из глаз при виде навесного снаряжения на наших спорткарах. Если это так, закройте немедленно отчет.



Очевидно, чтобы разгрузить спины нужно максимум навесить на велы. Тяжелые рюкзаки замедляют прокладку между рулем и седлом.

19 августа


Старт назначен на 19 августа. Встречаемся все на остановке Академгородок в 6:15 для погрузки в фургон. Игорь нам заказал трансфер, хотя сам не поехал, а собирался. Сначала по легенде должен был быть пикап, но в итоге приехал Форд Транзит. Небольшая машинка, где с легкостью помещается всё наше снаряжение и велосипеды.



До деревушки Тальяны мы доехали примерно за два часа. Встретили на дороге велосипедиста, двигающегося во встречном направлении по левой стороне. Мы были не согласны, а водитель рьяно утверждал, что в ПДД написано - Пешеходы и велосипедисты обязаны двигаться во встречном направлении. Спорить не стали.

Тальяны (Усольский район) располагаются в шикарном месте - в предгории Восточных Саян. Чистый прозрачный воздух, красивые лесные и горные пейзажи ласкающие взгляд. И как всегда возникает вопрос - а чем тут люди занимаются. Лес воруют! А раньше? Тоже самое - из разговора с водителем. И действительно тырнет дает информацию о Китойском лесозаводе, породившем деревеньку.

Приехали на центральную площадь. Разгружаемся.


Замечу что из Тальян мы едем в Торы, то есть из Иркутской области в Бурятию. Опять пересекаем границу, штурмуя перевал. Я и Кирилл совершаем уже второй переход границы за этот год :)

Перекусили немного и двинули. Из мимо проезжавшей Жигули спросили, куда держим путь. Удовлетворили любопытство местных.

Доехали до мостика, где началась поездка ребят в 2015 году.



Река Тойсук. Супер красивое место, где река в один уровень с землей.

Дальше начинается грунтовая дорога без особых подъемов и спусков. Останавливаемся немного раздеться, а то уж сильно жарко получается. Хотя погода сильно не жарила, было довольно пасмурно и прохладный ветерочек.

Сергей упедалил вперед. Мы троицей держались вместе сзади. Я пока привыкала к езде с рюкзаком. Подстраивалась как удобнее.

Я догоняю Сергея, Кирилл и Вова где-то сзади. Приезжаем к развилке.


Конечно же нам туда, где лужа :) Поворот направо.

Я еду в ожидании дикого сплошного подъема в 54 км. Это под впечатлением от рассказов Юры. Еду, начинается подъем, потом ещё подъем. Сергей разделил дорогу на несколько участков - первая ступень подъема, вторая ступень подъема, перевал, спуск, база охотников, последний перевал, спуск. Я рассчитала всю еду по примерному плану - перекусы на 1 и 2 ступенях, на вершине перевала, ужин на стоянке и перекус на последнем перевале второго дня.



Еду я в подъемы, которые становятся всё больше и уклонистее. И неужели это так все 54 км? Зачем я здесь? Где мои вещи? Кто я? Верните взад!


Кирилл ещё умудряется снимать.

В один момент что-то уехали все вперед. Еду значит, спина Кирилла только виднеется и вдруг из леса выбегают два соболя-норки (два черных продолговатых зверька) на дорогу и при виде меня приходящей в восторг звуковыми способами обратно убегают в лес. Вот так встреча!

Догоняю ребят, интересуюсь, когда же перекус? Сергей говорит, что на 30 км. А это уже вторая ступень подъема.

Добрались до вершины первой ступени Дорога грунтовая, приятная.



Думаете, дальше тоже подъем? А вот нет! Дальше спуски) В голове - ну капец, столько набирали, чтобы спускать? Но в тоже самое время очень радостно посигать со спусков - отдохнуть и получить кайф.

Приезжаем к неизвестному скальнику, спрятавшемуся за деревьями.




Далее опять небольшой спуск. Приезжаем на шикарную стоянку. Вообще по дороге очень много стоянок с водой, с этим проблем нет. Можно заночевать, где ночь застанет. Это радует.


Здесь дарят букеты :) Мы обнаруживаем, что нас атакуют ползучие насекомые. Смотрите у меня на правой ноге назойливая гусеница. Кирилла тоже облепили - одна повисла на причинном месте, а другая взобралась на шлем.

Едем дальше. Покрытие пока радует.


Моя любовь к столбикам началась ещё в Крыму, продолжилась на Визирке и тут тоже настигла.


Если вы думаете, что тут всё сухо и комфортно ибо мы ползем по хребту, то это не так.


Кирилл демонстрирует чудеса растяжки на жидком дне лужи.

Пора опробовать лесные дары.


Сергей ест мой шлем :)


Банда набежавших ягодников.


Красавица-брусника.

Едем далее. А вот и первый человек, которого мы видим. Мужчина приехал на джипе за черникой. Черники маловато в этих местах.



Дорога становится каменистой и ручеистой.

Когда дорога улучшается, встречаем 4-х мужчин с топором. Они говорят, что размечают территорию для лесозаготовки. Удивляются нам. Желают удачной поездки и мы отчаливаем.

Незаметно приезжаем на вершину второй ступени подъема. Подъемы становятся уклонистее и каменистее. В иных местах не справляемся самостоятельно и приходится идти пешком. Делаем перекус по плану и вперед.

Приезжаем на очередную стоянку. Она даже название имеет Отель Дырявый сапог. Местные - неплохие креативщики.


Немного кривляшек вам в ленту.


После стоянки нас нагоняет ЗиЛ 131 и два квадрика. Приветствуют нас и удаляются восвояси.

Вот и знаменитый торчок, который заехал в прошлой поездке только Серега. Фото не передает всю крутизну участка и ужас камней.


Вова немного заехал его на электробайке и воткнулся в камни. Да, на фате было бы комфортнее.


А вот и база на Оринголе (бывшая база заготовителей шишки и ягоды) и те самые люди из жигулей (которые спрашивали нас в деревне). Спрашиваем, где набрать воды. Мальчики уходят. Я остаюсь сторожить технику. Местные очень интересуются Вовиным электробайком. Рассказывают, что видели тут как-то одного велосипедиста и двух эндурщиков. Типа вам также надо было организовать трансфер поклажи. Потом начинают предлагать их квадрик в залог девушки. Обещают не обижать меня. Но Сергей устрашает их, что девушка сама вас тут покусает как надо 😈  Ещё денег заплатите, чтобы забрали, ыыы :)

Спрашивали про ружье, взяли ли мы его, а то тут медведи активные стали. Вот честно, мне в этот раз было очень спокойно относительно возможности встречи с Михайло. Нас же банда :)

Напоследок нас назвали отмороженными и сфотографировали на планшет.

Итак, до нашей цели осталось 3 километра. Ура! Непростых 3 километра до вершины самого главного перевала. Покрытие превращается в торчащие камни-валуны. То идем, то едем.

На подъеме всегда взгляд упирается в дорогу. Я всё пристально рассматриваю и нахожу следы иркутских велосипедистов - упаковка от геля SiS. За неделю до нас тут проехал Юра Онофрей (я ему предлагала ехать с нами 12-го). Мы кстати тоже планировали сюда заявиться 12 августа, но перенесли поездку из-за некоторых личностей, которые в итоге не поехали сюда 19.

Дорога закрыта на ремонт
Местные большие юмористы. Ещё там стоят деревья с надписями: слева Торы, справа Архут. Здесь находиться - один кайф - с одной стороны дикий лес, растительность, с другой стороны тут ты не один, есть как следы, так и сами люди.

На бревне Вова кормит своей магической смесью всех нас. Вы все, конечно, помните, что с Вовой вкусно ездить :)


Заезжаем на перевал. Когда я спешиваюсь и не могу ехать по злым камням, Кирилл берет у меня велосипед и заезжает сам. Очень ему нравится на моем харде ехать. Да ещё и без рюкзака.


Ура!!! Перевал! 54 кг на 54 километре :)))

Когда забрались на него, вдруг резко потемнело. Мы заехали под тучу.


Все счастливые и довольные. Скоро спуск.

Начинается кайф. Каменистые спуски. Кирилл предлагает опустить подседел, но я оставляю как есть.

Спуск делает между нами большие интервалы. Дело клонится к вечеру и пора думать над ночлегом. Ждем Сергея и договариваемся, где собираемся все вместе. Это местечко перед бродом.

На очередной стоянке капает дождь. К счастью, он был небольшой и кратковременный.

Собираемся все за бродом.


Немного отъезжаем по дороге и видим сено в тюке. Тут бы сбыться мечте Миши Каблукова, но нет рядом его.


Передаем привет Мише с сеновала :)

Кажется, что тюки свернули и так оставили на произвол судьбы, ибо кругляк уже изрядно зацвел.

Отъезжаем ещё немного и ломаем петух на велосипеде Кирилла. Вернее сначала он просто погнулся в узком месте, а когда начали выгибать, чтобы переключатель с кассеты убрать, он вовсе сломался. Это уже второй сломанный петух из Техаса при пересечении границы ИО и Бурятии. Не успели сделать запасной до поездки. Но кто ж знал, что оно так будет. Ладно, делаем сингл.



Едем дальше. Вскоре нас притормаживает Сергей и командует на стоянку. Действительно, уже темнеет и надо бы прижать пятые точки.

Наконец-то, поедим нормально, горяченького :) Рядом ручей, немного оборудованная стоянка. Смотрим место под палатки. Ставим близко друг к другу две палатки, переодеваемся и идем готовить ужин. Вдруг слышим тарахтение, похожее на машину. Присматриваемся и видим буханку, штурмующую лужи. Водитель останавливается возле нас, спрашивает воду. Предлагаем им заночевать рядом с нами. Очень прикольный мужичок оказался. Он с дочкой приехали сюда за ягодами из Слюдянки. Учил нас дрова рубить, костер разводить, все свои секреты выдал :) Поговорили про ягодные места, про Царские ворота. Много смеялись с ним. В общем зажгли на отлично!

Вова из своего рюкзака для чаепития достал чак-чак О.о Вот почему такой рюкзак тяжелый :) Для нас брать такое - непозволительная роскошь. А Вове простительно, у него электробайк.

 Отбой. Ночи в августе уже холодные. Утром голова, если не в спальнике она, очень мерзнет.

20 августа


Подъем в 5 40. Греем воду, запариваем кашу, параллельно собираем палатки.





Я вытираю седло от утренней росы.


Соседи тоже просыпаются. Мужичок зовет на построение для дачи отмашки старта :) Прощаемся, желаем друг другу удачного пути.

До бывшей базы геологов нам оставалось 3 км. Не простых 3 км, а водно-болотистых. Сколько себя помню, всё время обходили/объезжали лужи. Приезжаем на базу. Здесь основательно обосновались охотники. Опрятные домики, солнечные батареи, собаки. Похоже на турбазу. Ранним утром на улице был всего один абориген. Справились у него по поводу ночлега есливдругчто, он помямлил и вроде ответил положительно. Во мне он не признал девушку, как всегда только по голосу определил пол.



Пересекаем реку под названием Шара-Жалга по генштабовской километровке или Шарджелга по версии Стравы. Пролезаем под шлагбаумом.



Теперь нас ждет подъем на перевал. Характер покрытия каменистый. Едется легко. В голове думы - ну как такой замечательный живописный маршрут ездить в режиме гонки? Места шикарные, есть что посмотреть, поесть и отдохнуть. Мне особенно понравилось ехать в этот перевал утром, когда природа только просыпается.


Приезжаем с Вовой на вершину перевала, потом подтягивается Сергей и новорожденный синглспидщик Кирилл. Вот посмотрите, как интересно. Здесь проходит граница между ИО и Бурятией, а стелы нет! Вот непорядок какой.

Всё, теперь только спуск. Как же пугали этим спуском. Особенно пробитым ободом Макса. Но мы взяли всевозможные инструменты с собой.

Спуск очень каменистый, живые камни везде. Идет серпантином с поворотами на тех самых камнях. Почти 10 км такого счастья. Руки устают. Периодически останавливаюсь на отдых.

Вспоминаю Серегу на фате, думаю, что было бы легче спускаться на таком агрегате.

Выкатываемся в долину Иркута, местечко Хондогоры.


Чем ниже мы спускались, тем холоднее становилось. Это вздымался туман над Иркутом.



Выезжаем на общественную дорогу и застреваем на час. Укорачиваем цепь Кириллу (у меня отличная выжимка на этот случай), примеряемся к звездам. Имеем проблемы с разжиманием срамовского замка. В итоге разжимаем цепь в другом месте и ставим новый замок.


Пока укорачивается цепь, Вова меняет покрышку на переднем колесе для накату. Кстати, забыла упомянуть, что на маршруте у Вовы вылетает одна спица из колеса. Но это не смертельно.


Далее план был простой - успеть на электричку в Култуке на 14:36. Мне казался этот план очень оптимистичным. Мы скорее склонялись к семичасовой в Слюдянке с веловагоном.

После завершения ремонтных работ двинулись в Торы. Проехали небольшую деревеньку Далахай. У них даже свой визит-центр есть О/о


Мост через Иркут. Сзади виды горы, с которых мы спустились. Странные ощущения оказаться в подобных местах в августе, когда в апреле ты катал здесь же неподалеку.

По плохонькому асфальту доезжаем до трассы в Торах. Поворачиваем налево и ощущаем встречный ветер. Через 4 км по асфальту хочется закинуться топливом. Останавливаемся.

Я предлагаю парням поймать микрик ибо 50 км асфальта меня как-то не впечатляют. Мимо проезжал микрик, хотел было остановиться (так как притормозил возле нас), но видимо почувствовал сомнения в наших планах, уехал дальше. А мы начали пытаться попасть на электрон в 14:36 на Чертовой горе.

На асфальте Сергей улетает от нас. А Кириллу приходится тяжелее всех. Его конек на этот день только подъемы.

В этом году я не ездила асфальт вообще, даже в Аршан не ездила.

Как бы я не косила, таки застал меня аршанский асфальт. На каждом подъеме парни останавливались отдохнуть, Кирилл из-за поломки ехал сзади. На асфальте ехать скучно, единственное развлечение это считать оставшийся километраж и рассчитывать крейсерскую скорость. Чем я и занималась. На вершинах подъемов я не останавливалась, ибо хотела вписаться в свои установленные лимиты:)

Приехали в Култук за час до электрички. Закупились в магазине соком и булочками. Поехали отдыхать на станцию.


Электричка была длинной. Опять шагали через половину вагонного состава, чтобы добраться до последнего вагона.

Людям запудрили мозги с веловагонам. Особо не обделенные умом пассажиры отправляли нас туда. Я научно-популярно объяснила в какой электричке есть веловагон. Так они сказали нам ездить в ней и не ездить в этой...

Такие дни:)

Трек первого дня. 

Расстояние: 61 километр
Общее время: 11 часов
Набор высоты: 1840 метров


Трек второго дня. 

Расстояние: 78 километр
Общее время: 6 часов
Набор высоты: 711 метров


Выводы что ли.

Поеду ли я ещё раз сюда? Обязательно! Маршрут прекрасен настолько насколько я люблю природу. Я бы тут осталась на неделю. Чтобы полазить по лесу, поесть ягоды, посозерцать природу. Ах да, забыла упомянуть, что начиная с деревни и до Тор стоял волшебный сладкий запах леса. Мой нос радовался! Подъемы особо не напугали - не заехали, так зашли. Конечно, хочется их все заехать, но с тяжелыми рюкзаками это мало возможно. В идеале хочется иметь квадрошерпа :)

Ожидание - реальность. Я так ожидала более суровых подъемов, что в памяти отложились только спуски :)

Замечательная компания в виде Вовы, Сергея и Кирилла сделали поездку ещё лучше :)


Отзыв Сергея Викторовича



Что же нас заставляет раз за разом ездить вот такие, “непроходные” маршруты? Я уже два раза прокатился  эти ТТ в обоих направлениях, казалось бы, что еще нужно,  ведь больше вариантов нет?    



Все очень просто, на самом деле. Когда ты едешь с “новичками”,  ты видишь маршрут их глазами, их впечатления - становятся твоими, их заряд сил и бодрости передается тебе…  Правда почему-то это происходит пока не на 100%. нужно еще поизучать этот вопрос телепортации энергии от участника к участнику.



В целом же, эта поездка прошла на редкость позитивно, и маршрут для меня был как новый. Впечатления были совсем иными. Всю первую треть я проехал очень легко - тут сказалось и лучшее, чем раньше состояние дороги, и в разы больший мой вело-накат в сезоне. Первый подъем,  можно сказать -  запрыгнул,  а там более 350 м набора и уклон есть.  Вторая ступень далась уже потяжелее. А вот “гребенка” между 2-й и 3-й ступенями выпила всю кровь.  



Особенность маршрута вообще в том, что при разнице высот в начальной и верхней точках 1 км, еще километр набирается вот на такой гребенке, бесконечные вверх-вниз, и уже ждешь не  дождешься, когда же эти 15 км закончатся… А после них - будет долгожданная стена третьей ступени.  



Дорога мне показалась более рассыпчатой, чем раньше, подниматься стало потруднее. Хотя  может это от усталости.


А после перевала - наступило счастье.  И хоть план на первый день из-за меня не совсем выполнили, не спустились в долину, у нас  был замечательный вечер в лесу у костра.
У велокостра ))  Пока едешь, общаться не особо много получается, а вот сидя у костра - самое то! Очень рекомендую выбираться  в подобные вело-ПВДшки, но для этого конечно нужна отличная компания, и она у нас была!  

Второй день -  расслабуха, правда началась она с мега-спуска после проезда новой деревни у Шара-Жалги и короткого крутяка с выездом на водораздельный гребень. Спуск -  жесть! Его нужно катать и катать, тогда может натренируюсь худо-бедно. В итоге, я уже с вожделением ждал асфальта, и  он вовремя появился в Далахае. Сил осталось еще море, и 50 км до Култука лично я проехал с удовольствием. Даже встречный ветер был не помехой. Не любите асфальт? Вот простое лекарство - попробуйте с него как следует съехать!  

Спасибо всем за отличную компанию, и особенно Ирине, что вытащила меня  в эти ТТ!

Отчет Сергея на Природе


Отзыв Кирилла



Отличные веловыходные. Вспомнил, как на веле ездить с палаткой. Опыт уже был, поэтому получилось быстро разместить палатку на двух велосипедах. Но надо было дополнительно изолентой приматывать, а то из веревок вырывались части в пути). На плечах же был рюкзак 8 кг. Несмотря на это, было довольно легко с ним ехать в гору по камням.

Было круто - по камням карабкаться вверх, просчитывать все время траекторию и получать удовольствие, преодолев сложный участок. Спуск был интересный к нашей стоянке после перевала - камни, дропчики. На следующий день с утра бодрые быстренько заехали пупырек после базы. И хороший спуск длинный, каменистый. Мне, правда, больше понравился спуск перед стоянкой.

Одно только доставило некое неудобство: сломанный петух (запасной не успел сделать), из-за чего пришлось делать сингл и ехать на слишком высоком каденсе и не очень высокой средней скоростью по асфальту.

Но это не сильно то и омрачило поездку, так как компания подобралась исключительная. Все очень веселые и энергичные. Спасибо вам!))

Страва первого дня Тальяны - Торы

Страва второго дня Тальяны - Торы

Подписывайтесь в Страве на мну :)